О нас
О нас

Наша История


Задачи и цели ЧУВК «Свободная школа «АСТР»

«Для того чтобы жить свободно и счастливо,
мы должны пожертвовать скукой!»

Свободная школа «АСТР» - это уникальное частное образовательное учреждение. В списке частных школ оно стоит первым, не только благодаря дате своего создания, но и гармонии, царящей в этой школе!
Сегодня система, по которой работают учителя «Свободной школы «АСТР» не имеет аналогов. Творческий коллектив учителей под руководством создателя школы, кандидата психологических наук О. Р. Боделан, основываясь на гуманных принципах вальдорфской педагогики, разработал авторскую методику обучения и воспитания школьников, которое предусматривает тесную связь процесса обучения ребенка с возрастными особенностями его развития. Данная методика построена таким образом, что знания по тому или иному предмету ученик получает в тот период, когда наиболее подготовлен к восприятию определенного материала.
Частный учебно-воспитательный комплекс «Свободная школа «АСТР» - это целый комплекс образовательных и социально-развивающих услуг для детей от дошкольного возраста (с 2 лет ) до момента окончания школы (17-18 лет)


СТРУКТУРА

учебно-воспитательного комплекса «Свободная школа «АСТР»

  • 1. Детский сад «Лапушка» ( с 2-х до 6 лет, включая подготовительный класс);
  • 2. ОСНОВНАЯ ШКОЛА (1 – 6 классы);
  • 3. «Свободный лицей» ( Старшая ступень школы: с 7 по 12 классы).

ВНЕУЧЕБНЫЕ СТРУКТУРЫ:

  • 4. Школа театрального искусства «Олеандр» (для детей с 8 до 17 лет);
  • 5. ШКОЛА ИСКУССТВ и АРТ- терапии (для детей с 5 до 17 лет);
  • 6. Субботняя подготовительная школа ( для детей 6-7 лет и их родителей);
  • 7. Музыкальная школа (класс фортопианоно, гитара, флейта).

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ «АСТР»

Когда-нибудь о «Свободной школе «АСТР» напишут в исторических справочниках так: « В начале 90-х годов прошлого столетия, в центре Одессы, на территории (более 4-х га земли), являющейся памятником культурно-исторического наследия, был открыт первый частный учебно-воспитательный комплекс «Свободная школа «АСТР» А это значит, что школа «АСТР» самое старое частное общеобразовательное учреждение в Украине!
Сегодня же называть себя старыми мы не хотим, да и не вправе, а просто говорим о себе так: «Мы - ровесники независимой Украины, которая появилась на огромной территории бывшего Советского Союза в 1991 году, как отдельное государство, с ориентацией на общеевропейские ценности. Сегодня мы можем гордиться тем, что в то время нам было позволено стать первой крохотной «звездочкой» на ее «небосклоне», стать исходной точкой, началом в преобразовании воспитания нового поколения, рожденного в новой стране!»

Много догадок останется по этому поводу. Много останется в тайне: непонятным и странным. Относиться к школе «АСТР», просто как к частной школе, нельзя, потому что мы не такие, как все! Мы ставим перед собой задачу не просто учить детей, как нас учили раньше и как это есть сегодня в государственных школах, а преобразовать будущее всей планеты! И пусть критики совместно с политиками рассмеются, услышав такую задачу школы, отмахнуться от нас, как и ранее, но это истина - суть того, ради чего мы существуем!
Само время тогда диктовало нам то, что мы должны были делать: менять себя, свои взгляды и создавать нечто новое или возрождать нечто забытое и важное для детей, рожденных в век перемен, для детей, жаждущих свободы!
Идейным вдохновителем «новой школы» в Одессе стала Ольга Боделан – преподаватель кафедры психологии Одесского педагогического института им. К. Д. Ушинского и учитель, который первым в Одессе согласился участвовать в социальном эксперименте обучения детей 6-летнего возраста. Влюбленная в свое дело, Ольга сразу же ощутила все негативные и вредные стороны такого социального заказа, направленного на ускоренное развитие ребенка (не за 4, а за 3 года).

Посетив в 1989 -1990 годах вальдорфские школы в Германии и Финляндии, она «заболела» идеей создать в Одессе школу, которая будет базироваться на принципах естественного развития человека, а не на политических заказах государства. «Я мечтаю о такой школе, - как-то выступая на первых встречах с учителями и любопытными родителями, говорила она, - Чтобы в ней мой сын сначала стал трудолюбивым подмастерьем, затем мастером, а после - рыцарем «Круглого стола»! И на каждом этапе этого жизненного пути у него должен быть наставник! Заметьте - наставник, а не учитель, человек, который возьмет за руку моего ребенка и уверенно, с любовью, поведет его вперед, предоставит ему выбор: каким быть, кем быть, где жить, чему себя посвятить и во что верить! Это означает сделать человека свободным, поэтому и школа должна быть СВОБОДНОЙ!» Вокруг Ольги Руслановны собралась группа людей разных специальностей, готовых сделать все для того, чтобы их дети учились в «Свободной школе».
Вот имена тех, кто первым вошел в педагогическую команду Ольги Боделан и смело повел фрегат под названием «АСТР» к будущему: Мальцева Наринэ Сергеевна, Яцкевич Марина Владимировна, Романовская Анна Петровна, Бабченко Ольга Владимировна, Онысько Ирина Анатольевна, Папач Ольга Ивановна, Карпенко Татьяна Григорьевна.
Эти женщины были не только перспективными, талантливыми преподавателями и, в основном, аспирантами в университетах, но и молодыми мамами. Благодаря своим детям капитан корабля и его команда четко увидели берег, к которому должны были добраться, несмотря на другие течения, самый страшный шторм и подводные рифы! В основу методов обучения впервые было сознательно положено запрещенное ранее «Учение о человеке» австрийского философа Р. Штайнера, а также «Антропология» великого русского педагога К. Д. Ушинского, которая многим в то время была неизвестна.

А ведь именно в этом научном труде Константин Дмитриевич разработал учебную программу младшей школы, которая, по его мнению, должна была воспитать гармоничного, душевного человека, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
Название «АСТР», предложенное капитаном корабля, пришлось сразу всем по вкусу! Ведь «астр» - это начало, точка, звезда!
Все верили в то, что рожденная новая школа станет путеводной звездой для многих учителей на небосклоне образования в молодой Украине, золотым зерном на вспаханном поле, которое, если поливать и лелеять, принесет уникальные плоды в положенное время.
В мае 1991 г. был утвержден Устав малого предприятия — Учебно-методического центра “АСТР”.

Для подготовки кадров новой школы срочно стал готовиться семинар по вальдорфской педагогике. Он был проведен в начале июля 1991 года совместно с финскими друзьями. С желанием поддержать инициативу одесских учителей, в наш город приехали специалисты из разных стран - Германии, Норвегии, Швейцарии, Дании и даже Новой Зеландии.
Впервые в Одессе с трибун заговорили о возрождении духовности в школе и о важнейшей роли учителя в формировании свободной личности. Каждый, кто выступал тогда перед учителями и родителями, делился своим опытом и проводил мастер-класс по вальдорфской педагогике, стал для нас учителем, наставником, другом.

Улла Ахмовара (Финляндия, г. Хельсинки), Эро Пелтонен (Финляндия, Тампере), Йурки Тиайнен (Финдяндия, Сайнайоки);
Йорма Парсенен (г Тампере. Финляндия), Тулли Пессон- учитель музыки, психолог (Финляндия, г. Оулу); Михаил Карлович Пютц (Германия); Юрий Константинович Теберат (Германия),
Хартмут Вернер (Штутгарт, Германия ) и др.

За два года в Одессе УМЦ «АСТР» было организовано и проведено пять семинаров по вальдорфской педагогике.
В это трудно поверить, но на первых семинарах тогда в Одессе собиралось до 600 человек – родителей и учителей, преподавателей университетов, журналистов и просто любопытных людей с разных уголков Украины (Киева, Донецка, Львова, Симферополя, Севастополя, Кривого Рога, Харькова, Измаила, Днепропетровска…)!
Всех объединяло одно: желание создать в Украине новый, альтернативный путь образования, новую школу, где каждый ребенок станет личностью - свободной и счастливой!

Параллельно с подготовкой кадров, решались организационные вопросы и подыскивалось подходящее место для учебного комплекса.
Поиск продолжался в черте города, и вскоре кто-то вспомнил о частично заброшенной территории санатория им. Чувырина на 5-й ст. Б. Фонтана. Переговоры с главврачом взяли на себя заинтересованные родители. Один из них - Янкевич Георгий Александрович (дедушка одного из первых учеников школы «АСТР»)
Георгий Александрович не только уговорил главврача отдать в аренду, фактически бесплатно, один корпус санатория, но сумел объяснить родителям необходимость полностью взять на себя все содержание школы, и стал первым председателем общешкольного родительского объединения.

В феврале 1992 года Совет учредителей Учебного центра «АСТР» утверждает Положение о Свободной школе, первый устав частной школы, а также на собрании принимается решение об открытии 1 класса в сентябре 1992 года.
Однако начать занятия в 1 классе 1 сентября нам не удалось! Сотрудники санатория не спешили освобождать здание, которое отдали в аренду. Во всех школах прозвучал «первый звонок». Только для тех, кто хотел зайти в новую и необычную частную школу, даже места не было, где они могли бы учиться.
Ждали терпеливо двадцать дней, а затем решили пойти на отчаянный и рискованный шаг: за одну ночь с 20 по 21 сентября учителя совместно с родителями через окна во двор вынесли весь хлам, находившийся в здании; за два дня (а это были выходные) покрасили стены, все вымыли, расставили старые парты, которые были сброшены ранее в этом сарае, и…в понедельник привели своих детей.

Вот так 23 сентября 1992 года, под сенью старинных дубов на сказочно-красивой, но запущенной территории бывшего детского отделения санатория им. Чувырина, со скандалом, прозвучал «Первый звонок» для 30 первоклассников первой частной школы в Украине под названием «Свободная школа «АСТР».

Первый класс взяла Мальцева Наринэ Сергеевна – одаренный, молодой учитель. Она рассказала детям сказку о том, как на самую красивую территорию в Одессе упала маленькая звезда по имени «АСТР»…
Заметил ли кто-нибудь тогда, что вокруг старых домиков бывшего санатория, к этому дню, расцвели астры?

Случайно ли эта территория стала принадлежать школе?
Конечно, нет!

Все в жизни закономерно, и эта территория на 5 станции Большого Фонтана ждала возрождения, ждала встречи с новыми, смелыми взглядами учителей и, конечно, ждала улыбки детей!.
Ведь именно на этой территории ровно 70 лет тому назад (12 апреля 1921 года) был сформирован Государственный Детский городок им. III-го Коммунистического Интернационала для детей - сирот молодого Советского государства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ДЕТСКИЙ ГОРОДОК
ИМ. III -ГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА

Тысячи беспризорных ребятишек бродили по просторам изуродованной революционными боями молодой Советской республики. Советское правительство, несмотря на серьёзные экономические трудности, выделяло большие финансовые средства на создание школ и домов для беспризорных.
Декретом Совнаркома от 12.04.21г. Одесский Детский Городок, появившийся в Одессе годом ранее, был преобразован в Первый “Показательный Детский Городок им. Коминтерна”.
С этого момента в его распоряжение предоставлялись здания Кадетского Корпуса, все дачи бывшего поселка “Самопомощь”, дача Валету, пляж и купальни курорта Аркадия со всеми постройками, службами, садами и огорода На территории от 4-й до 6-й ст. Б. Фонтана расположилось 23 детских дома (среди них литовский, украинский, еврейский, польский), и 7 детских садов, 14 мастерских, лечебно-воспитательные школы. В 30-е годы Городок стал Республиканским центром по работе с детьми-сиротами. Здесь во время написания “Республики ШКИД” жил Л. Пантелеев.
К “коминтерновцам” приезжали за опытом видные педагоги и ученые разных стран, среди них Ф. Нансен, писатель М. А. Нексе, профессор Дьюи, который после посещения Одессы написал: “Нигде в мире мне не довелось встретить таких счастливых приютских детей”.
Воспитание в Городке коренным образом отличалось от педагогических приемов, принятых в других подобных заведениях. Детские сады Детского Городка работали по системе Марии Монтессори.
Взрослые общались с детьми на равных, но фамильярные отношения между преподавателями и воспитанниками исключались; мнения учителей никогда не навязывались, а ученики были свободны в высказываниях. Существовали детские советы, где обсуждались все злободневные вопросы. Педагогический процесс Детского Городка организовали преподаватели Института Народного образования (ныне — ОГУ), поэтому уровень подготовки был очень высок.

В 1940 году ДГ был реорганизован в крупнейшее в Украине ремесленное училище (РУ №1). 1500 воспитанников Городка стали его учащимися. После Отечественной войны территория была разделена на две части: в одной части расположилось профтехучилище, а во второй - детский санаторий им. Чувырина.


Свободной школе «АСТР» в наследство от «Детского городка» осталось 4,25 гектара земли парковой территории на 5 станции Большого фонтана с 7 небольшими коттеджами дореволюционной постройки.
Всё было оставлено в неудовлетворительном состоянии: территория требовала генеральной уборки и благоустройства, а здания и сооружения — капитального ремонта.

Параллельно с обучением детей начался ремонт учебных корпусов. Сейчас очень трудно описать то, что переживал в первые годы коллектив учителей и родителей-первопроходцев! Нужно было найти деньги на восстановление разрушенных зданий, в которых не было ни окон, ни дверей, а в одном из корпусов санатория (ныне – это офис школы) не было даже крыши! Но денег ни у кого тогда не было! Был энтузиазм! Была вера и невероятная сплоченность!
Все закатывали рукава и работали: убирали с территории школы бревна, вывозили хлам, восстанавливали самостоятельно крыши, красили, белили, сажали деревья. Каждый, кто заходит сегодня на территорию «Детской деревни» на 5 станции Большого Фонтана, восхищается огромными дубами, высокими голубыми елями и соснами.
А в школе была простая традиция: каждый выпускник сажает одно дерево на территории школы. Так в школе постепенно были высажены и ели, и березы, и молодые дубки рядом со старыми, а также большой фруктовый сад (высаженный выпускниками 2003 года – первыми, кто прошел весь путь обучения с 1 по 11 класс).

Шли годы, и вместе с деревьями росло количество учеников, появлялись новые классы и новые идеи!
Вспоминая 1992, год нельзя забыть еще об одном удивительном и многозначительном событии этого года.

Родители одной из вальдорфской школ Финляндии, познакомившись с Ольгой Руслановной и ее единомышленниками в 1991 году, сделали школе «АСТР» щедрый подарок – 4 автобуса Volvo. В начале декабря 1992 года несколько пап первоклассников и 4 водителя отправились во главе с Ольгой Руслановной на границу Финляндии с Россией. Ныне директор школы «АСТР» об этом путешествии вспоминает с улыбкой и вздрагивает.
- Все было бы ничего, - как-то рассказывала Ольга Руслановна назойливым корреспондентам, - да больно холодно тогда было! Ну и такого количества снега до этого я еще не видела! Ведь мы же из Одессы! Никогда не забуду то, как мы обнимались с моим финским другом, коллегой Йурки Тиайнен прямо на нейтральной полосе, а к нам бежали со всех сторон пограничники, помню как сначала один автобус заглох где-то под Питером, потом второй…. А кругом лес, зима, ночь, и зубы стучат от холода! Я думаю, что об этой истории можно отдельную книгу написать!
Но это стоило того, потому что благодаря этим автобусам «астровцы» смогли взять в аренду на 10 лет всю территорию бывшего отделения санатория Чувырина по адресу Фонтанская дорога, 25.


Фото 1993 года, 1 класс

В 1993 году в «Свободной школе «АСТР» открылось сразу два первых класса, один из которых взяла Татьяна Артемова – необыкновенно талантливый учитель начальных классов. Именно Татьяна Михайловна первой смогла пройти со своим классом с 1 по 8 класс, то есть стала первым основным учителем в учебно-воспитательном комплексе «АСТР».
Татьяна доказала и себе и другим, что учитель, влюбленный в свое дело и знающий психофизиологические возрастные особенности ребенка, вполне может справиться с такими задачами.
Второй класс в 1993 году достался Александру Семеновичу Чернису.
Никто и предположить тогда не мог, что этот молодой учитель, с гитарой в руках, не только, как и Татьяна, доведет детей до конца 8 класса, но и в дальнейшем повторит это еще трижды!
Александр действительно стал для детей наставником, как об этом мечтала когда-то Ольга Руслановна.
Прощаясь с детьми по окончанию 8 класса, он как-то сказал им: « Со 2 до 5 класса я был вашим учителем, а теперь мы – братья».
Выпуск Александра Черниса стал для всех особенным, так как многие из тех, кого он учил, продолжили свое обучение в Лицее «АСТР» ( 9 -11 классы), стали примером самого дружного коллектива и добились высоких результатов к окончанию школы.
Сегодня это уже папы и мамы, которые благодаря своим первым учителям приводят своих детей в школу «АСТР» с уверенностью в то, что сделали правильный выбор!


1993 год. Встреча гостей с горисполкома Одессы.

В 1993 году Учебный центр «АСТР» получил новое название: Благотворительный фонд «Детская деревня «АСТР».
У входа на территорию школы силами родителей была установлена каменная арка, на которой появилась историческая надпись «ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ», и если кому-нибудь нужно было найти школу «АСТР», то таксисту можно было только сказать: «Мне в «Детскую деревню», пожалуйста!»

Первые три года были очень сложным временем! Огромная территория и маленькая школа в три класса. Все было непонятным, будущее пугающим. Искали пути выживания, составляли планы, искали педагогов и учились. Как только наступали каникулы, учителя собирали скромные чемоданы и мчались на семинары. В те годы в разных городах постсоветского пространства стали , как грибы, расти вальдорфские детские сады, лечебные классы Штайнер-школы.
В 1992 году в России был создан первый Периодический семинар для учителей по вальдорфской педагогике. Импульс создания Периодического семинара в Москве был связан с именами двух опытных вальдорфских педагогов: Колина Янга и Йоргена Нильсена.
Каждая поездка на семинар была, как чистый глоток воздуха для учителей молодой школы «АСТР».

15 февраля 1994 года года в «Детской деревне «АСТР» открылся детский сад «Капитошка». За организацию вальдорфского детского сада взялась Анна Петровна Романовская – один из первых учредителей и учителей Свободной школы «АСТР»

С этого момента ДЕТСКИЙ САД стал одним из самых важных звеньев УВК «Свободная школа «АСТР», первой и исключительно важной ступенью в организации учебно-воспитательной деятельности учебного комплекса.

Одним из самых сложных моментов в школе оказался вопрос о спорте. Не было ни специалистов, ни спортивного зала!
- Здорово было бы, - как-то вдруг на одной из педагогических коллегий высказалась Ольга Руслановна, - иметь свой маленький ипподром, свою конюшню. Представляете: дети и лошади! И спорт, и душа! Я не знаю, принят ли такой вид спорта в вальдорфской школе, но думаю, что не найдется человека, который был бы против конного спорта!
А на следующий день, как и должно быть в волшебной школе, произошло маленькое чудо: к директору в кабинет зашла молодая мама с малышом на руках. Она сказала:
- Добрый день, Ольга Руслановна, меня зовут Елена. Дайте мне в аренду ваш заброшенный летний кинотеатр, мы с мужем приведем его в порядок, и у вас будет конюшня! У меня есть лошади, а я тренер верховой езды, хоть по образованию экономист. «Лошади» оказались магическим словом для директора школы. Кроме этого появилась еще одна возможность обустроить заброшенную территорию, да еще с такой благородной целью!
Идею о создании конноспортивной школы поддержали все. Разобрали развалины старого кинотеатра. Семь грузовых машин металлолома и мусора было вывезено оттуда. Стали собирать средства, и в итоге, за три месяца конюшня была построена.
Так в школе «АСТР» открылась конноспортивная школа «Д’артаньян», директором которой стала Елена Васильевна Мороз. Для детей школы конюшня была домом, где властвовала честь, смелость и красота! А сколько было восторга, когда в школьной конюшне, спустя несколько лет, родился первый жеребенок. Все уроки были сорваны! Так у нас появилась гордая и неукротимая Астрочка!
А профессионалы сказали: «Странно! Видно, у вас территория особенная! Или воздух просто другой?»

«День рождение Астрочки». 1996 год. (В карете: Елена Мороз, Ольга Боделан, Астрочки - Валюша Гладких и Настенька Горбатюк).

В 1996 году (спустя 4 года после открытия 1 класса) явилось решение горисполкома о закреплении за Благотворительным фондом «Свободная школа «АСТР» земельного участка площадью 4, 25 га в г. Одессе по Фонтанской дороге, 23 и 25 сроком на 25 лет.
А по Договору с Управлением охраны недвижимых объектов культурного наследия Одесского региона школе было передано в эксплуатацию 9 зданий бывшего городка Коминтерна.
Это был маленький зеленый островок, на котором продолжали жить и учиться дети, но он многим не давал покоя, и каждый пытался от него оторвать хоть что-то, забывая все старые Декреты и гуманность!
К сентябрю 1996 года в школе «АСТР» насчитывалось 119 человек в 6 классах.
Кроме этого в школе действовало два лечебных класса для детей с особыми нарушениями развития. В двери стучали родители старших классов.

1997 год стал поворотным годом для всех учителей и детей школы.
В «Детской деревне «АСТР» под эгидой Южного научного Центра Академии педагогических наук Украины (от 29 августа 1997 года) была открыта экспериментальная педагогическая площадка «Академия Свободного Творческого Развития», благодаря чему в школе открылась 3 ступень: Гуманитарный лицей «Прометей» для учащихся старших классов. Педагогический коллектив школы, под руководством Ольги Руслановны Боделан, взялся за разработку экспериментальной авторской программы, планов и учебников.

В 2000 году прозвучал «Последний звонок» для первых выпускников 12 класса «Свободной школы «АСТР»

В гостях у школы Мэр Одессы Руслан Борисович Боделан, 2000 год

«Первое десятилетие, – как-то сказала Ольга Руслановна Боделан, - в нашей школе можно было бы ознаменовать одним словом: «Борьба», так как мы постоянно за что-то сражались: за методику, за новый устав, за территорию, за учителей, за право вообще существовать! Сотня проверок и комиссий, сотня жутких телевизионных передач, тракторы на территории школы, которые по распоряжению городского
совета должны были снести наши сооружения, не соответствующие планам градостроения, учеба в зимнее время без отопления, которое у нас отрезали за долги, уход родителей целыми классами из школы из-за разногласий и лжи о нас
и увольнений учителей… Этот список, увы, может быть бесконечным!
Нам пытались отрезать крылья и даже отрезали, но… они у нас отрастали волшебным образом, и мы становились еще сильнее! Наша задача сегодня осталась такой же, как и вчера – помнить, кому и для чего изначально была отдана эта земля со всеми постройками, беречь эту память для наших детей и внуков, а значит буквально лелеять этот островок детства, этот памятник культуры и истории! Мы никогда не ждали милостыню и не будем ее ждать, потому что пройдет немало еще лет до того, как наше государство, как наши отцы отечества начнут мудро, с любовью смотреть на частное образование в Украине, отдавать все самое лучшее для детей и гордиться смелыми, талантливыми педагогами!

Наверное, именно потому, что учителя Свободной школы «АСТР» первые десять лет только учились летать высоко в небе, противореча всем законам классической педагогики, в 2001 году к 10-летиию «Свободной школы «АСТР», смог представить уникальный спектакль по произведению Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Роль Чайки по имени Джонатан играла Ольга Руслановна - с неугасаемой энергией женщина, настоящий лидер и боец.
Гости аплодировали, стоя, и многие плакали.
Чайка, как и маленькая звездочка на небе, стала символом школы «АСТР». Учителя же «Свободной» школы еще раз смогли доказать всем, что они не такие, как все, что им под силу любая задача!
На праздник в честь 10-летия школы приехал один из самых известных на Западе вальдорфский педагогов с 28-летним опытом работы, приобретенным, в основном, в США, руководитель российского семинара по вальдорфской педагогике - Колин Янг. После посещения школы, Колин Янг согласился стать личным куратором школы.
Выступая перед гостями школы «АСТР», он еще раз подчеркнул важность и актуальность такой школы в Украине, раскрыл перед всеми ее миссию и подчеркнул, что школа «АСТР» - это не просто частное учебное заведение, а уникальная школа, которая имеет собственное
лицо, собственный характер, она не похожа ни на одну школу в Европе, а самое ценное в этой школе - ее педагогический состав, учителя, которые четко видят будущее, верят в себя и любят свое детище!

К 2001 году в Лицее (9-11 класс) насчитывалось 44 человека. Дети имели возможность получать не только традиционное среднее образование , но и учиться по профессиональным направлениям: математическому, биологическому (медицинскому), морскому (класс по подготовке будущих моряков), педагогическому.
Впервые в школе состоялся выпускной вечер для 19 выпускников школы «АСТР»
Среди ее выпускников было 5 золотых медалистов и две серебряных.

О ЧЕМ МЫ МЕЧТАЕМ?

Конечно о многом!
Но у нас есть особая мечта: получить возможность развивать свои идеи в самом лучшем, в самом красивом и органическом здании новой школы.
Разве школа – это не храм науки, не целый театр, на сцене которого зарождается искусство нового социального бытия? И если мы поставим перед собой задачу построить в нашем городе такую школу, которую действительно хотелось бы назвать храмом или «колыбелью» знаний, то невеликое ли дело мы совершим, не значимое ли? Я убеждена: строить школы – это ныне необходимо, как никогда! Почему « ныне», почему сегодня? Сейчас уже все учителя понимают, что современный ребенок – это уже не тот ребёнок, который приходил к нам в школу даже лет 15-20 назад. В этот новый век индивидуальностей, когда дети уже в год говорят слово «я», когда жизнь становится всё более и более виртуальной, компьютерной, наш ребенок, а вернее его хрупкая душа, нуждается в божественной защите! Для того, чтобы сохранить его физическое и душевное здоровье, как подсказывают ученые, нам необходимо создать вокруг ребенка атмосферу тепла и уюта, «выдернуть» малыша из прямоугольных форм, окружить его природой, красками радуги и духовностью. Мы можем построить такую школу, в которой на каждом шагу будет чувствоваться присутствие ангелов и архангелов, охраняющих наших детей, бережно ведущих их по ступенькам знаний в земную жизнь.
Пусть именно здесь, среди огромных старых дубов и елей, на Фонтанской дороге, 25, в центре Одессы, вырастет школа-храм, с просторными учебными классами, мастерскими народных ремесел и творчества, гимнастическими залами, настоящим планетарием под куполом и огромным актовым залом, где будут проходить прекрасные детские спектакли. И непременно рядом должен вырасти уютный, самый сказочный в мире, детский сад ! Как нам без детского сада?